четверг, 26 октября 2017 г.

Виджнана Брайхарава Тантра

Виджнана Брайхарава Тантра

Vijnana Bhairava. The Practice of Centering Avareness. Commentary by Swami Lakshman Joo. Translated from Sanskrit by Bettina Baumer. – Varanasi: Indica Books, 2002. – 197 p. –

https://drive.google.com/file/d/0B8NtSZvBziEnSm1fSkV1YTZwYUE/view?usp=sharing




Виджнана Бхайрава Тантра сопровождала меня всю жизнь, с тех пор как 40 лет назад, в середине 1970-х, ко мне в руки попал текст «112 путей Шивы», в то время вдохновлявший многих в эзотерическом андеграунде. Вдохновил он и меня, и с тех пор я не забывал о нем (возможно, я займусь переводом "Виджнана Бхайрава Тантры").

Этот текст, в оригинале называвшийся Centering (“Нахождение своего внутреннего центра”) был опубликован впервые в 1955 г., а в 1957 г. он вошел в антологию “Кости и плоть Дзен” (Centering. Transcribed by Paul Reps // Zen Flesh, Zen Bones: A Collection of Zen and Pre-Zen Writings. Compiled by Paul Reps and Nyogen Senzaki (© 1957). – Boston: Tuttle Publishing, 1998. –  P. 189–210.)

Скачать английский оригинал Centering можно по этой ссылке: https://drive.google.com/file/d/0B8NtSZvBziEnMTBYazc0cDBSNTA/view?usp=sharing.


См. также другую часть этой антологии – Zen Flesh, Zen Bones: https://drive.google.com/file/d/0B8NtSZvBziEnZ2dheFM5cmtoRGs/view?usp=sharing


Из текста было ясно, что его автор Пол Репс (1885–1990), известный в 1960-к годы пропагандист Дзен-буддизма и других восточных традиций (о нем есть статья в английской Википедии, не буду ее пересказывать здесь), путешествуя в начале 1950-х годов по Кашмиру, встретил учителя Свами Лакшман Джу, пересказавшего Репсу содержание «Виджнана Бхайрава Тантры», которое было изложено Репсом в виде 112 сутр.

Если сравнить 112 сутр Пола Репса с текстом «Виджнана Бхайрава Тантры, становится ясно, что Пол Репс очень свободно пересказал основные идеи первоначальных сутр, которых гораздо больше, чем 112, и стиль изложения в них характерен для тантрических текстов. Судя по тому, что «112 путей» Пола Репса часто весьма далеки от оригинала, скорее всего самого текста «Виджнана Бхайрава Тантры» он не видел, а слышал лишь беседы Свами Лакшмана Джу. К тому же, в 1950-е годы перевода этого текста на европейские языки еще не было.

Однако текст Пола Репса стал гораздо более известным, чем сама «Виджнана Бхайрава Тантра». Книга «Кости и плоть Дзен» оказала влияние на поколение, выросшее на книгах «Бродяги Дхармы» Джека Керуака (впервые издана в 1957 году) и «Путь Дзен» Алана Уотса  (впервые издана в 1958 году). Для этого поколения слово «Дзен» было символом духовных поисков, символом пути в запредельное. Все эти три книги, изданные примерно в одно время, взаимосвязаны общим настроением «бесформенной жизни за пределами всех проявлений и форм» – настроением, столь характерным для 1960-х.

Чем впечатлил меня тогда краткий текст Пола Репса? Шива и Парвати ведут диалог как живые люди, а не как абстрактные фигуры тантрической мифологии. «Дэви спросила: В чем твоя подлинная сущность? Чем есть эта чудесная Вселенная? Что есть начало всего? Что есть центром Вселенной? Что представляет собой та бесформенная Жизнь, которая пронизывает собой все формы? И как можем мы полностью войти в неё, освободившись от имен, учений, пространства и времени?» На это Шива дал 112 ответов, каждый из который которых представляет собой самостоятельный путь к нашей подлинной сущности, к внутреннему центру, и к той бесформенной Жизни, которая пронизывает собой все проявления мира. «Благословенная, играй на Вселенной, как на пустой раковине, ведь в ней твой ум может забавляться бесконечно».

Основная идея «Виджнана Брайрава Тантры» – единая Реальность (Бхайрава) скрыта за множеством проявлений бытия. Возможны многие пути к постижению Реальности (Бхайравы), это и хотел передать Пол Репс, говоря о 112 путях.

В действительности таких путей может быть ещё больше. А главное. что каждый, следуя своей Йоге, может создать свои собственные пути, используя для этого уникальную неповторимость своей жизни.

Книга о жизни Джона Вудроффа

Kathleen Taylor. Sir John Woodroffe.Tantra and Bengal. 
https://drive.google.com/file/d/0B8NtSZvBziEnRnNVb0ZjMU5EcFE/view?usp=sharing

Интересная книга о жизни Джона Вудроффа. Оказывается, под псевдонимом "Артур Авалон" скрывался вовсе не сам Вудрофф, а его индийский друг Атал Бихари Гхош. Это он был знатоком тантрической литературы и санскрита, а Вудрофф лишь помогал издавать эти книги.

Стало ясно и почему Вудрофф уехал из Индии. Это ведь полностью изменило его жизнь - он замкнулся,  почти ничего не писал, стал болеть и потом умер. Чем больше Вудроф погружался в индийские традиции, получал тантрическое посвящение у Шивачандры в Варанаси, тем больше колониальная британская элита косо на него смотрела. Началось отторжение  семьи Вудроффа от британского сообщества, и его жена не могла это перенести, настаивая на отъезде в Англию.