Виджнана Брайхарава Тантра
Vijnana Bhairava. The Practice of Centering Avareness. Commentary by Swami Lakshman Joo. Translated from Sanskrit by Bettina Baumer. – Varanasi: Indica Books, 2002. – 197 p. –
https://drive.google.com/file/d/0B8NtSZvBziEnSm1fSkV1YTZwYUE/view?usp=sharing
Виджнана Бхайрава Тантра сопровождала меня всю жизнь, с тех пор как 40 лет назад, в середине 1970-х, ко мне в руки попал текст «112 путей Шивы», в то время вдохновлявший многих в эзотерическом андеграунде. Вдохновил он и меня, и с тех пор я не забывал о нем (возможно, я займусь переводом "Виджнана Бхайрава Тантры").
Этот текст, в оригинале называвшийся Centering (“Нахождение своего внутреннего центра”) был опубликован впервые в 1955 г., а в 1957 г. он вошел в антологию “Кости и плоть Дзен” (Centering. Transcribed by Paul Reps // Zen Flesh, Zen Bones: A Collection of Zen and Pre-Zen Writings. Compiled by Paul Reps and Nyogen Senzaki (© 1957). – Boston: Tuttle Publishing, 1998. – P. 189–210.)
Скачать английский оригинал Centering можно по этой ссылке: https://drive.google.com/file/d/0B8NtSZvBziEnMTBYazc0cDBSNTA/view?usp=sharing.
См. также другую часть этой антологии – Zen Flesh, Zen Bones: https://drive.google.com/file/d/0B8NtSZvBziEnZ2dheFM5cmtoRGs/view?usp=sharing
Из текста было ясно, что его автор Пол Репс (1885–1990), известный в 1960-к годы пропагандист Дзен-буддизма и других восточных традиций (о нем есть статья в английской Википедии, не буду ее пересказывать здесь), путешествуя в начале 1950-х годов по Кашмиру, встретил учителя Свами Лакшман Джу, пересказавшего Репсу содержание «Виджнана Бхайрава Тантры», которое было изложено Репсом в виде 112 сутр.
Если сравнить 112 сутр Пола Репса с текстом «Виджнана Бхайрава Тантры, становится ясно, что Пол Репс очень свободно пересказал основные идеи первоначальных сутр, которых гораздо больше, чем 112, и стиль изложения в них характерен для тантрических текстов. Судя по тому, что «112 путей» Пола Репса часто весьма далеки от оригинала, скорее всего самого текста «Виджнана Бхайрава Тантры» он не видел, а слышал лишь беседы Свами Лакшмана Джу. К тому же, в 1950-е годы перевода этого текста на европейские языки еще не было.
Однако текст Пола Репса стал гораздо более известным, чем сама «Виджнана Бхайрава Тантра». Книга «Кости и плоть Дзен» оказала влияние на поколение, выросшее на книгах «Бродяги Дхармы» Джека Керуака (впервые издана в 1957 году) и «Путь Дзен» Алана Уотса (впервые издана в 1958 году). Для этого поколения слово «Дзен» было символом духовных поисков, символом пути в запредельное. Все эти три книги, изданные примерно в одно время, взаимосвязаны общим настроением «бесформенной жизни за пределами всех проявлений и форм» – настроением, столь характерным для 1960-х.
Чем впечатлил меня тогда краткий текст Пола Репса? Шива и Парвати ведут диалог как живые люди, а не как абстрактные фигуры тантрической мифологии. «Дэви спросила: В чем твоя подлинная сущность? Чем есть эта чудесная Вселенная? Что есть начало всего? Что есть центром Вселенной? Что представляет собой та бесформенная Жизнь, которая пронизывает собой все формы? И как можем мы полностью войти в неё, освободившись от имен, учений, пространства и времени?» На это Шива дал 112 ответов, каждый из который которых представляет собой самостоятельный путь к нашей подлинной сущности, к внутреннему центру, и к той бесформенной Жизни, которая пронизывает собой все проявления мира. «Благословенная, играй на Вселенной, как на пустой раковине, ведь в ней твой ум может забавляться бесконечно».
Основная идея «Виджнана Брайрава Тантры» – единая Реальность (Бхайрава) скрыта за множеством проявлений бытия. Возможны многие пути к постижению Реальности (Бхайравы), это и хотел передать Пол Репс, говоря о 112 путях.
В действительности таких путей может быть ещё больше. А главное. что каждый, следуя своей Йоге, может создать свои собственные пути, используя для этого уникальную неповторимость своей жизни.
Vijnana Bhairava. The Practice of Centering Avareness. Commentary by Swami Lakshman Joo. Translated from Sanskrit by Bettina Baumer. – Varanasi: Indica Books, 2002. – 197 p. –
https://drive.google.com/file/d/0B8NtSZvBziEnSm1fSkV1YTZwYUE/view?usp=sharing
Виджнана Бхайрава Тантра сопровождала меня всю жизнь, с тех пор как 40 лет назад, в середине 1970-х, ко мне в руки попал текст «112 путей Шивы», в то время вдохновлявший многих в эзотерическом андеграунде. Вдохновил он и меня, и с тех пор я не забывал о нем (возможно, я займусь переводом "Виджнана Бхайрава Тантры").
Этот текст, в оригинале называвшийся Centering (“Нахождение своего внутреннего центра”) был опубликован впервые в 1955 г., а в 1957 г. он вошел в антологию “Кости и плоть Дзен” (Centering. Transcribed by Paul Reps // Zen Flesh, Zen Bones: A Collection of Zen and Pre-Zen Writings. Compiled by Paul Reps and Nyogen Senzaki (© 1957). – Boston: Tuttle Publishing, 1998. – P. 189–210.)
Скачать английский оригинал Centering можно по этой ссылке: https://drive.google.com/file/d/0B8NtSZvBziEnMTBYazc0cDBSNTA/view?usp=sharing.
См. также другую часть этой антологии – Zen Flesh, Zen Bones: https://drive.google.com/file/d/0B8NtSZvBziEnZ2dheFM5cmtoRGs/view?usp=sharing
Из текста было ясно, что его автор Пол Репс (1885–1990), известный в 1960-к годы пропагандист Дзен-буддизма и других восточных традиций (о нем есть статья в английской Википедии, не буду ее пересказывать здесь), путешествуя в начале 1950-х годов по Кашмиру, встретил учителя Свами Лакшман Джу, пересказавшего Репсу содержание «Виджнана Бхайрава Тантры», которое было изложено Репсом в виде 112 сутр.
Если сравнить 112 сутр Пола Репса с текстом «Виджнана Бхайрава Тантры, становится ясно, что Пол Репс очень свободно пересказал основные идеи первоначальных сутр, которых гораздо больше, чем 112, и стиль изложения в них характерен для тантрических текстов. Судя по тому, что «112 путей» Пола Репса часто весьма далеки от оригинала, скорее всего самого текста «Виджнана Бхайрава Тантры» он не видел, а слышал лишь беседы Свами Лакшмана Джу. К тому же, в 1950-е годы перевода этого текста на европейские языки еще не было.
Однако текст Пола Репса стал гораздо более известным, чем сама «Виджнана Бхайрава Тантра». Книга «Кости и плоть Дзен» оказала влияние на поколение, выросшее на книгах «Бродяги Дхармы» Джека Керуака (впервые издана в 1957 году) и «Путь Дзен» Алана Уотса (впервые издана в 1958 году). Для этого поколения слово «Дзен» было символом духовных поисков, символом пути в запредельное. Все эти три книги, изданные примерно в одно время, взаимосвязаны общим настроением «бесформенной жизни за пределами всех проявлений и форм» – настроением, столь характерным для 1960-х.
Чем впечатлил меня тогда краткий текст Пола Репса? Шива и Парвати ведут диалог как живые люди, а не как абстрактные фигуры тантрической мифологии. «Дэви спросила: В чем твоя подлинная сущность? Чем есть эта чудесная Вселенная? Что есть начало всего? Что есть центром Вселенной? Что представляет собой та бесформенная Жизнь, которая пронизывает собой все формы? И как можем мы полностью войти в неё, освободившись от имен, учений, пространства и времени?» На это Шива дал 112 ответов, каждый из который которых представляет собой самостоятельный путь к нашей подлинной сущности, к внутреннему центру, и к той бесформенной Жизни, которая пронизывает собой все проявления мира. «Благословенная, играй на Вселенной, как на пустой раковине, ведь в ней твой ум может забавляться бесконечно».
Основная идея «Виджнана Брайрава Тантры» – единая Реальность (Бхайрава) скрыта за множеством проявлений бытия. Возможны многие пути к постижению Реальности (Бхайравы), это и хотел передать Пол Репс, говоря о 112 путях.
В действительности таких путей может быть ещё больше. А главное. что каждый, следуя своей Йоге, может создать свои собственные пути, используя для этого уникальную неповторимость своей жизни.